Поиск

Вход / Регистрация
Закрыть

Вход в личный кабинет

E-mail:
Пароль:


ВАША КОРЗИНА

В корзине нет товаров

Меню

Проблемы и решения

Проблемы и решения

«Шевеленка»

Снимок, сделанный исправной камерой на отличную пленку с правильной экспозицией в прекрасный солнечный день получился нерезким и размытым. Виноваты незаметные, не чувствуемые человеком произвольные движения камеры, или, как говорят фотографы, «шевеленка».

По сведениям компании Kodak, 90 % всех печатаемых в лабораториях снимков имеют признаки дрожания камеры. А объясняется это вот чем. Если при экспонировании пленки, то есть тогда, когда открыт затвор, изображение или фотоаппарат хоть ненамного сместятся, то сместится и проекция изображения на пленку.

На отпечатке такое изображение получится нерезким, смазанным.

Каковы причины «шевеленки»? Отчего камера может дрогнуть в руке фотографа?

1. Руки человека постоянно совершают физиологические микродвижения, которые настолько мелки, что мы даже не замечаем. Но их тут же улавливает точная оптика фотокамеры, хотим мы того или нет.

2. Фотоаппарат мог дрогнуть в руке фотографа от случайного порыва ветра.

3. Кнопка спуска была нажата резко, рывком.

4. Фотограф мог стоять на вибрирующем основании, к примеру, на палубе судна. Такое может случиться даже на твердой, казалось бы, земле, если рядом с вами отбойными молотками вскрывают асфальт.

5. Вибрации создает сам механизм камеры: к присеру, сервомоторы, двигающие зум-объектив, зеркало, хлопающее с силой перед срабатыванием затвора, да и сам затвор. Взаимно накладываясь, все эти факторы приводят к дрожанию камеры.

6. Еще десять или сто, или тысяча причин, которые все вместе приводят к тому, что хороший кадр оказывается испорченным.

Причина номер один, приводящая к «шевеленке» и порче фотографий, — это, разумеется, отсутствие штатива. Если речь идет о начинающих фотографах, то смазанные в результате «шевеленки» фотографии — это первый признак того, что фотограф не умеет правильно обращаться с камерой. Бороться с «шевеленкой» поможет даже самый простенький монопод, а если его нет под рукой, то фотокамеру можно опереть на дерево, на сумку, на камень или ограду. А если нет ни штатива, ни опоры, то придется обойтись съемкой на коротких выдержках. Но первым делом убедитесь в том, что вы крепко держите фотоаппарат в руках и плавно нажимаете спусковую кнопку.

Фактор номер два — чувствительность пленки. Мы уже знаем, что низкочувствительные пленки (ISO 50-100) обеспечивают прекрасные, резкие снимки. Но низкая чувствительность фотопленки имеет свою оборотную сторону: с уменьшением чувствительности увеличивается время экспонирования такой пленки, то есть выдержка. Выходит, что, используя низкочувствительные пленки в заботе о резкости снимка, вы рискуете снизить эту самую резкость, получив снимок с «шевеленкой».

Кроме того, полезно знать одно несложное правило, которое фотографы вывели опытным путем. Оно состоит в том, что максимальная продолжительность выдержки при съемке с рук не должна превышать величину, обратную фокусному расстоянию, выраженному в миллиметрах.

На отпечатках стандартного размера 10 х 15 см «шевеленка» может быть незаметной, но попробуйте увеличить ваш снимок — тут-то она и проявится во всей своей красе. Следовательно, если вы рассчитываете делать отпечаток большого формата, то штатив для вас обязателен.

ПРИМЕЧАНИЕ

Штативы можно устанавливать далеко не везде. К примеру, путепроводы, виадуки или корабельная палуба — вовсе не неподвижные поверхности. Проехавший по путепроводу автомобиль вызывает вибрацию, незаметную человеку, но отражающуюся на резкости снимка. Эту вибрацию не погасит даже самый лучший профессиональный штатив. Поэтому рекомендуется при съемке делать несколько дублей (из них вы затем выберете самый резкий), а в иных случаях имеет смысл и вовсе воздержаться от съемки и выждать подходящий день. Это особенно важно, если фотографию предполагается распечатать в большом формате.

            В борьбе с внутренними вибрациями фотоаппаратов изменилось очень многое. Появились устройства электронной и оптической стабилизации изображения, которыми оборудуются даже сравнительно недорогие камеры. Тем не менее полностью побороть «шевеленку» еще никому не удалось. Следовательно, пора делать выводы.

• Убедитесь, что вы крепко держите фотоаппарат. Спусковую кнопку нажимайте плавно и без рывков.

• Научитесь оценивать уровень освещенности. При съемке в условиях недостаточной освещенности, когда автоматика камеры «назначает» длинные выдержки, обязательно пользуйтесь штативом.

• Владельцам фотоаппаратов с зум-объективом следует помнить, что при увеличении дрожание рук и внутренние вибрации камеры сказываются сильнее.

Итак, в борьбе с «шевеленкой» ваше оружие — быстрый затвор с минимальным шагом, высокочувствительная пленка, штативы, аппаратная компенсация (стабилизация изображения) и, разумеется, крепкие руки фотографа.

Другие причины нерезкого снимка

Штатив был тяжел и надежен, кнопки спуска вы коснулись со всей нежностью влюбленного. А снимок из рук вон плох. Попробуем предположить, что произошло.

• Вы уверены, что фокус был установлен правильно? Убедитесь в том, что вы фокусируете объектив точно на объект съемки, и по возможности освежите в памяти раздел «фокусировка объектива» в инструкции к фотоаппарату.

• Фокусировочную автоматику могут «свести с ума» туман, дым, блестящие поверхности, вода и даже некоторые ритмичные узоры.

• Причина, возможно, в загрязненности объектива. Очищать его, напомним, нужно обдувом из резиновой груши или обмахиванием мягкой кисточкой.

• Причина в самом объективе: возможно, он имеет дефекты.

Дешевые объективы из оптической пластмассы сравнительно быстро (года за два или три) мутнеют. Такие объективы устанавливаются, как правило, в самых дешевых фотоаппаратах. Но возможно, все дело в том, что, когда вы используете полный автоматический режим или режим с приоритетом выдержки, камера выбирает такие значения диафрагмы, при которых слегка размыт весь кадр. На отпечатке стандартного размера это может быть и незаметно, но попробуйте рассмотреть такую фотографию под лупой! Такие проблемы в особенности характерны для недорогих зум-объективов.

Типичные проблемы фотосъемки!

Причиной слишком светлых или слишком темных снимков может быть в неправильном определении экспозиции или в неточном экспонометре. Если вы устанавливали экспозицию, пользуясь ручным экспонометром, то, возможно, была допущена ошибка. Также возможно, что автоматика фотокамеры «не тянет» свои задачи из-за разряженных батареек.

Если снимки получаются слишком светлыми не всякий раз, а периодически, то дело, возможно, в том, что «заедает» затвор. Тут уж придется обратиться в ремонтную мастерскую.

Крупное зерно чувствительной пленки: используйте хорошую непросроченную пленку известных производителей. Причиной «зерна», обычно заметного в темных областях снимка, может быть также недостаточная экспозиция. В этом случае нужно вводить поправку экспозиции.

Причин пустых негативов (или черных слайдов) может быть ровно три.

• Не срабатывает затвор.

• Не работает механизм перемотки (транспортировки) пленки.

• Не снята крышка объектива.

В первых двух случаях следует проверить правильность зарядки пленки, и если вы уверены, что все сделано верно, смело обращайтесь в ремонтную мастерскую. Ну а случай номер три... в следующий раз вы, конечно же, будете внимательнее.

Некоторые участки фотографии закрыты каким-то предметом? Возможно, в камеру попал посторонний предмет, но скорее всего в кадре оказался ремешок фотоаппарата, краешек чехла или ваш собственный палец.

Просроченная пленка может давать отпечатки со множеством точек или полосок зеленых и грязновато-зеленых тонов. Убедитесь в том, что пленка не просрочена и обработана вскоре после экспонирования. Проверьте дату последнего срока проявки пленки, указанную на упаковке. Не храните пленку в местах с повышенной температурой.

Если на снимках постоянно появляются посторонние штрихи и пятна, то этому есть три возможных объяснения.

• Вероятно, что вы, забыв о том, что в камере есть пленка, открыли заднюю крышку фотоаппарата, или она открылась сама.

• Поврежден корпус фотоаппарата и нарушена его светонепроницаемость.

• На пленку попали лучи света, когда вы заряжали ее или вынимали из камеры отснятую кассету.

• Пленка засвечена рентгеновскими лучами при прохождении таможенного досмотра.