Поиск

Вход / Регистрация
Закрыть

Вход в личный кабинет

E-mail:
Пароль:


ВАША КОРЗИНА

В корзине нет товаров

Меню

Строим кадр

  Строим кадр

И любительская съемка, и карьера фотографа-профессионала вот уже 150 лет начинаются с одного и того же. Прежде всего нужно выбрать объект съемки и постараться понять, как установить верное фокусное расстояние: для пейзажа (бесконечность), нормальный фокусный диапазон (объект находится на расстоянии от двух до пяти метров) и фокус для макросъемки на расстоянии от 50 до 20 см. Ничего хитрого здесь нет, и этому вы научитесь за минуту. Выбрав кадр и указав фотоаппарату нужное расстояние, смело жмите на кнопку затвора. Остальное сделает за вас сама камера.

У вас есть компактный фотоаппарат — и вовсе не важно, какой он модели и сколько в нем настроек, примочек и хитростей. У вас есть глаза. Этого достаточно, чтобы начать фотографировать. Когда возможно, пользуйтесь автофокусом и программным режимом, и помните: ничто не должно отвлекать вас от главного. А главное — это творить и наслаждаться творчеством, а вовсе не умение разбираться в технических сложностях!

Пробуйте, ошибайтесь, пытайтесь выразить себя. В конце концов, для технических проблем есть специалисты, да и в Интернете в случае чего наверняка найдутся нужные вам сведения. Мастерство вовсе не в том, чтобы верно установить выдержку или получить потрясающую глубину резкости. Вы не ремесленник, вы художник. Технические навыки — мелочи, и при некоторой настойчивости рано или поздно вы их приобретете.

         Многие получают неземное удовольствие от сложности своих камер. Не идите поэтому пути.

Несложная автоматическая камера научит вас выражать свои чувства и свое видение мира. А научиться ручным установкам экспозиции и диафрагмы никогда не поздно!

У тех, кто начинает карьеру фотографа с полного автоматического «зеленого» режима и с настроек, установленных камерой по умолчанию, снимки во многом получаются лучше, чем у тех, кто возится с ручными настройками. Ведь большинство камер соображают лучше, чем большинство фотографов. Не тратьте времени на копание в ручных настройках, не упускайте волшебные моменты и настроения. Начинающий должен думать лишь о том, чтобы научиться видеть, чувствовать, строить композицию и ловить свет.

Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение гораздо важнее знания. Фотография — возможность выразить свое воображение в визуальной форме. Фотографии делают люди, а вовсе не камеры. Поэтому выбор камеры не имеет никакого значения. Техника, оборудование и технические навыки — лишь крохотный шаг по дороге, ведущей к хорошим снимкам.

Тот, кто только что приобрел фотоаппарат класса «навел-снял», на первых порах фотографирует очень много. Как увлекательно получать из лаборатории пленки, а затем и отпечатки кадров, которые сфотографировал сам! А затем приходят сомнения: отчего на снимке лица участников веселого застолья получились плоскими и невыразительными, ведь света было достаточно, да и вспышка сработала нормально? Откуда эти резкие тени под носом друга, сфотографированного на пляже? И отчего получилась нерезкой яркая надувная лодка поодаль? Да и сам кадр... Наверно, надо было немного сместить видоискатель. Или лучше было снять с другой точки? Конечно, фотографируя много и часто (это первое условие того, как научиться делать хорошие, интересные снимки), вы постепенно поймете, как достичь желаемого результата. Но не лучше ли сэкономить на проявке, пленке и собственном времени и поучиться на чужих ошибках?

Строим кадр

 Прежде всего... Ваша безопасность

Порой фотограф из-за желания сделать эффектный кадр забывает обо всем. Человека с фотоаппаратом или без, забывшего о собственной безопасности, неприятности могут подстерегать на каждом шагу. Заглядевшись в видоискатель и пытаясь выбрать наилучшую точку съемки, можно оступиться, выйти на проезжую часть, толкнуть прохожего. Во всем этом приятного мало.

Профессиональные фоторепортеры вырабатывают правила поведения в опасных местах. Прежде всего запомните: человек с фотоаппаратом привлекает повышенное внимание.

Фотоаппарат — желанная добыча для воров, которых много и в курортных городах, и в туристских центрах. Поэтому камеру лучше держать если не в сумке (она должна быть неброской и неяркой), то на очень крепком ремне.

Чем интересней и привлекательней дизайн вашего фотоаппарата, тем больше он привлекает внимания, а том числе и нежелательного. Некоторые даже заклеивают черным скотчем все фирменные надписи на корпусе камеры, чтобы не стать объектом охоты.

 Но на фотографа обращают внимание не только воры. Даже обычные прохожие оглядываются на человека, принявшего неудобную позу, чтобы поймать хороший кадр. Некоторым их них может показаться (а возможно, это им и не кажется), что вы фотографируете именно их. Признаемся честно: никто из нас не любит, когда его начинает фотографировать незнакомец.

Фотографировать запрещено!

Во многих местах фотографировать просто запрещено. Обычно в таких местах о запрете на фотографирование специальные плакаты или просто изображение фотоаппарата, перечеркнутое красной чертой.

Этот запрет нужно строго соблюдать, так как порой фотосъемку запрещают по причинам безопасности, не желая выдавать размещение охранных систем. Но даже и там, где вы не нашли писаных запретов, лучше перед съемкой спросить разрешения. Будьте внимательны! Если в музее или церкви разрешена съемка, использование вспышки часто ограничивают, так как световой импульс может помешать другим посетителям, а тысяча таких импульсов могут повредить старинное изображение. В некоторых случаях за разрешение на съемку следует платить, приобретя отдельный билет. Порой разрешение на съемку можно получить за отдельную плату. Такой порядок практикуется, в частности, во многих музеях.

Путешественникам следует знать, что в исламских странах есть священные места, фотографировать которые запрещено. Есть и люди, чьи религиозные убеждения не позволяют им фотографироваться.

Фотографируя вблизи военных объектов, вы сможете нарваться на неприятности практически в любой стране. Сделайте выводы и воздержитесь (если поблизости нет более или менее должностного лица, у которого можно спросить разрешения на съемку. Существует ненулевая вероятность, что такое разрешение вы все же получите).

Но порой запрещать снимать любят даже там, где нет необходимости в таком запрете. Если ничего этого нет, но после нескольких кадров к вам подходят с заявлением, что вы «нарушаете», спросите, отчего нигде нет объявления о запрете съемки. Возможно, никакого запрета нет и вовсе, просто ретивый работник желает проявить инициативу. Тут уж решать вам самим: вступать в конфликт ради кадра, который, возможно, будет не так хорош, как это представляется, или сохранить хорошее настроение.

И самое главное: старайтесь выглядеть «как все», не привлекая внимания броской одеждой или дорогими аксессуарами. Вы — часть толпы, из нее вас выделяет разве что фотоаппарат. А его можно быстро спрятать и так же быстро достать.

Учимся двумерному видению

Трехмерный мир, который вы поймали в видоискатель, необходимо научиться видеть двумерным. Не отвлекайтесь на третье измерение, а постарайтесь увидеть выбранный вами кадр таким, как он будет выглядеть на плоской фотографии. Научиться видеть кадр означает научиться видеть его плоским, находить соотношения между формами и цветами, а также оценивать влияние неуловимых теней.

Воспитывайте в себе способность выбирать главное и отсекать второстепенное, все то, что помешает правильному восприятию снимка. Лучшие кадры не содержат ничего лишнего, несущественного, что разбивает впечатление от фотографии и отвлекает внимание зрителя. Старайтесь исключать «визуальный мусор», не имеющий отношения к теме фотографии.

А фон? Больше внимания фону! Неверно выбранный фон может загубить снимок, оттянув внимание зрителя на себя. Впечатление от древнего храма портит притулившийся рядом сувенирный киоск? Значит, он не должен попасть в кадр. Для этого всего-то и нужно, что сделать в сторону шаг или два.

У самой восхитительной красавицы, снятой в резком свете полуденного солнца, лицо украсится резкими тенями (чаще, увы, под носом). А если солнце у фотографа за спиной, то в кадр может попасть его тень. Значит, нужно привыкать оценивать расположение света и теней, прикидывая, как они выйдут на снимке. Ведь самая важная из технических проблем любого фотографа — это свет. Постепенно вы научитесь видеть то, как ложится свет на предметы. Научиться этому можно лишь опытным путем.

Горизонтально или вертикально?

Поднося фотоаппарат к глазам, мы инстинктивно придаем ему горизонтальное положение. Но часто вертикальная ориентация сделает фотографию гораздо лучше! К примеру, высокие здания, вертикально ориентированные объекты (от деревьев и людей до тесных улиц и горных ущелий) гораздо лучше выглядят на снимке, который тоже сориентирован вертикально. Относительно выбора ракурса не существует никаких общих правил.

Негативное и позитивное пространство. Фон

Пространство, которое занимает на фотографии объект съемки, называется позитивным, а все остальное негативным. На хорошем снимке два эти пространства взаимодействуют и усиливают друг друга. Фотография водной поверхности лесного пруда в просвете кустов, образующих рамку — пример взаимодействия пространств. Контрастные цвета пространств делают снимок еще интереснее.

Плохой кадр отличается от хорошего тем, что он захламлен объектами, отвлекающими взгляд зрителя на то, что не имеет отношения к сюжету снимка.  Самый простой способ испортить фотографию — снять объект на отвлекающем фоне.

Иногда появление отвлекающих объектов просто неизбежно. К примеру, фотографируя на городских улицах, порой стоит смириться с тем, что в кадр попадают люди или автомобили. Но, снимая в помещении и там, где фон снимка в вашей власти, следует отнестись к нему повнимательней.

Осмотрите место, где вы собираетесь фотографировать, и уберите все лишнее и случайное, особенно яркие предметы. Чем проще и лаконичней фон, тем удачней снимок.

ВНИМАНИЕ

Более светлый предмет располагайте на темном фоне, и наоборот, темный объект съемки хорошо смотрится и выделяется на светлом. Так предмет и фон будут лучше взаимодействовать друг с другом, составляя своего рода ансамбль.

Очень интересные фотографии получаются тогда, когда фон имеет текстуру. Кусок старого дерева, ткань с рельефным плетением или грубая бумага станут прекрасным фоном и для портрета, и для натюрморта. На изучение рисунков, создаваемых деревом, камнем, бумагой, ковром цветов и даже гладью воды стоит потратить время. Часто интересную текстуру формирует ковер цветов на лугу, грубая каменная стена или даже облупившиеся слои краски на деревянном доме.

Что фотографировать?

Когда друзья, семья и домашние любимцы сфотографированы по нескольку раз, приходит время раздумий. Что бы еще сфотографировать? Что угодно! Ведь в мире столько вещей, света и красок, которые вам по-настоящему интересны и любопытны. Птицы и насекомые, старики и красотки, модная одежда и детские лица, следы автомобильных шин на снегу или маленькие зверюшки, течение воды (вы даже не представляете, как увлекательно фотографировать воду, и как она разнообразна!) — через видоискатель все они покажутся совсем иными, чем обычно, а снимок раскроет вам новые грани мира.

Следуйте своему собственному видению мира, не подражая никому. Будьте собой. Если вам нравятся железные дороги или сухие букеты, или собаки, или рыбные блюда — идите и фотографируйте их. Расскажите о своей любви тем, кто видит ваши фотографии.

Больше снимков!

После первого, второго и последующих снимков фотографа тревожит один и тот же вопрос: можно ли было снять лучше? Не лучше ли было отойти на шаг левей (правей) или подождать, пока проедут машины и пройдут люди? А может, надо было попробовать снять кадр с вертикальной ориентацией, если предыдущий был снят с горизонтальной, или наоборот?

Вывод один: делайте больше снимков, чтобы выбрать для печати лучшие из лучших. Особенно это касается портретной съемки: уж тут следует сделать самое меньшее пять или семь кадров, из которых затем можно выбрать наиболее совершенный. У классика фотографии Анри Картье-Брессона за неделю уходили километры пленки. А замечательный американский фотограф Филипп Гринспан, обращающий внимание на содержание снимка больше, чем на его техническое совершенство, искренне считает, что с одиночным портретом он сможет управиться кадров за десять, а вот для группового портрета требуется «отщелкать» целую пленку, — и все это для того, чтобы выбрать единственный, зато отличный кадр!

Снимайте с разных точек, под разными углами и с разной высоты. С разными источниками света, со вспышкой и без вспышки. Чтобы получить хорошие результаты, нужно обдумывать (хотя бы недолго) и стремиться улучшить каждый снимок. И, разумеется, знать оптимальные приемы и технику, пригодные в конкретных случаях. Постепенно вы выясните, что ваша камера умеет, а что — нет. Вы узнаете ее характер и особенности. И чем дальше, тем ваши фотографии будут лучше. Хороший фотограф делает прекрасные снимки той камерой, что у него есть, потому что он лучше знает ее особенности и то, как их использовать.