Поиск

Вход / Регистрация
Закрыть

Вход в личный кабинет

E-mail:
Пароль:


ВАША КОРЗИНА

В корзине нет товаров

Меню

О композиции

О композиции

Понятие композиции

Меняется техника создания изображений, но законы восприятия изображения человеческим глазом остаются неизменными. Века живописи и десятилетия фотографии выработали свод определенных правил, как следует располагать элементы изображения, чтобы они образовывали единое художественное целое и раскрывали его смысл. Композиция — это расположение объектов на изображении.

Вы — фотограф. Чтобы успеть реализовать свой замысел, вы должны в считанные секунды найти в видоискатель четкий и стройный кадр, а для этого вы должны обладать чувством композиции. Это умеют делать все фотографы-профессионалы.

Но на чувство композиции у них монополии нет. Полагаю, что вы тоже умеете найти любопытные, остроумные и интересные кадры. В построении композиции кадра камера фотографу не товарищ. Дело в том, что фототехника выдает лучшие результаты, когда главный объект находится посередине кадра, а это не всегда лучший из возможных вариантов. И даже напротив! Но начнем по порядку.

           Фотография — это повествование, а в повествовании всегда есть сюжет. Продолжая это уподобление, назовем сюжетом снимка его главный объект: то, что вы, собственно, фотографировали. Хорошо скомпонованный снимок притягивает внимание зрителя так, что взгляд сосредоточивается на единственном основном объекте, а затем переключается на изображение в целом (и его детали). Очень важно, чтобы снимок приобрел третье измерение — глубину. Для этого вы должны заставить глаз смотреть «сквозь» плоскость отпечатанного снимка, как если бы он имел глубину. Для этого следует скомпоновать снимок так, чтобы естественные протяженные объекты — линии ландшафта или горизонта, дорога, стена, забор — углубляли пространство снимка, образуя притягивающие взгляд линии. На удачном снимке эти линии ведут зрителя от переднего к дальним планам кадра. Как же решить такую сложную задачу?

«Горячие точки» и «силовые линии»

«Правило третей»

 «Правило третей»: объекты съемки не стоит располагать вблизи «мертвых линий» кадра. Но это вовсе не значит, что посередине снимка следует оставлять пустое пространство. Если вы хотите создать впечатление полного отсутствия движения, сонной неподвижности, то, ловя в видоискатель объект съемки — да хотя бы спящего кота, -постарайтесь расположить его на горизонтали, проходящей по центру кадра. Направляем взгляд зрителя. Для усиления динамики кадра необходимо заставить взгляд наблюдателя двигаться по изображению. Для этого существуют нехитрые приемы, которые фотографы применяют в построении кадра.

• Мы привыкли читать слева направо, и точно так же разглядываем фотографию. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, чтобы взгляд и объект снимка двигались навстречу друг другу.

• Перед движущимися предметами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять свободное пространство, особенно если движение или взгляд выходят за рамки снимка.

• Объекты в кадре должны располагаться не хаотично, а так, чтобы образовывать простые геометрические фигуры.

Компоновать снимок всегда лучше в направлении слева направо: такая фотография воспринимается лучше, подобно тому, как мы привыкли читать слева направо.

Очень эффектный прием — выявить в композиции изогнутые формы вроде буквы S или треугольника, заставляющих взгляд зрителя буквально метаться по плоскости изображения. Художники издавна знают — и фотографы тоже, — что линии на фотоснимке оказывают на зрителя эмоциональное воздействие: плавно изогнутые линии успокаивают, а ломаные действуют как раздражитель, вертикали придают снимку величия, горизонтальные — спокойствие и безмятежность, в диагонали — динамичность.

Кроме того, подобные «силовые линии» снимка могут быть образованы и разнородными объектами, объединенными некой визуальной линией. Примером такого решения может быть взгляд человека, следящего за самолетом в небе, который протягивает такую линию к еле заметной точке у края снимка. Или, скажем, собака, бегущая за брошенной хозяином палкой, — рука человека еще не опустилась, а пес уже бросился к чему-то за краем кадра. В идеале «конечная точка» этой воображаемой линии не должна выходить за пределы кадра, но в творчестве нет и не может быть точных и четких правил. Единственное правило состоит в том, что точка схождения параллельных линий не должна находиться в центре кадра.

Если фотографируемый объект или ландшафт имеет подобные «силовые линии», и если вы их увидели, то считайте, что полдела сделано. Поискав наилучший ракурс, вы увидите, что эти линии помогают лучше передать профиль и характер местности, объектов, а также их атмосферу и настроение.

Перспектива

Даже самый интересный объект порой приобретает на фотографии плоский, неживой вид. А может, стоило отказаться от фронтального плана и выбрать иной ракурс? Оживить снимок иногда можно, добавив элементы перспективы и выявив линии, сходящиеся в одной точке (пусть даже эта точка лежит за пределами снимка). Уходящая вдаль дорога, ряды зданий, сужающаяся к горизонту полоска леса придадут снимку глубину.

Свойства и законы перспективы давно были открыты и изучены живописцами. Они сохраняют свое значение и для фотографии. Введем некоторые понятия, сохраняющие свое значение не одну сотню лет.

Изменение масштабов предметов по мере их удаления от глаза наблюдателя называется линейной перспективой.

Предметы кажутся нам меньше, а линии — тоньше, чем дальше они находятся. Параллельные линии стремятся к одной точке, а грани предметов, направленные «вдаль», кажутся нам короче, чем на самом деле.

Перспектива оказывает влияние не только на форму предметов, но и на их цвет.

Ведь с ростом расстояния между наблюдателем и объектом растет толщина разделяющего их воздушного слоя. Четкость очертаний размывается по мере удаления от глаза наблюдателя, уменьшается насыщенность цветов, теряются яркость, контрасты и блики. Чем предмет дальше от переднего плана, тем он кажется светлей.

Такое изменение цветов и тонов с удалением от глаза зрителя называется тональной, или воздушной перспективой.

Рассматривая фотографию, зритель непроизвольно оценивает расстояния между изображенными на ней объектами: чем резче изображен объект и чем насыщенней го цвет, тем он кажется ближе. Поэтому резкие, контрастные объекты выступают а передний план.

Но добавление элементов перспективы — не единственный способ «оживить» изображение. У снимка есть передний, средний и задний планы. Если объекты съемки располагаются по крайней мене на двух планах фотографии, то она приобретет объем. Как фотограф может на практике усилить или ослабить иллюзию глубины изображаемого пространства?

Таблица 1 . Работа с иллюзией глубины

Иллюзия глубины сильнее, если...

...включать в кадр диагонали или линии,

уводящие взгляд зрителя за пределы кадра

...использовать объектив с малым

фокусным расстоянием и включать

в кадр объекты, расположенные на

переднем плане

...кадр четко разделен на три плана

...с помощью фокусировки

(и соответствующего

диафрагмирования) отделить

один из предметов переднего плана

...объект съемки освещен сбоку

или сбоку и сзади

...освещение создает ярко

выраженные тени

Иллюзия глубины слабее, если...

...включать в кадр линии, идущие сверху

вниз или рассекающие его вдоль

...использовать объектива с большим

фокусным расстоянием и исключать

из кадра объекты, расположенные на

переднем плане

...все объекты находятся

на одинаковом расстоянии от камеры

(нет)

...объект съемки освещен

фронтально и равномерно

...кадр снят в рассеянном, «бестеневом»

освещении(например, в пасмурную

погоду)

Фотография будет интересней, если заключить кадр «в рамку» из элементов переднего плана для обрамления кадра. Скажем, снимок реки может быть сделан так, что его водное пространство будет обрамлено листвой растущих на берегу деревьев. При этом следует, однако, следить, на чем фокусируется камера и по чему она замеряет экспозицию. Если автоматика камеры «принимает во внимание» только объекты первого плана, то средний и задний планы могут оказаться не в фокусе.

Ритм

Ритм — это одно из активных композиционных средств. Его признак — повторяемость элементов изображения. В городском пейзаже много ритмичных объектов: повторяющиеся архитектурные детали, чередование горизонтальных и вертикальных плоскостей и, конечно, отражения. Все это не просто переносится на снимок, а становится основой его композиционного решения.

Ритмы вашего снимка будут создавать не только формы, а и свет, и цвет. Попросите кого-нибудь взять соломинку и жидкое мыло и начать пускать мыльные пузыри. Это прекрасный объект для съемки, особенно на солнце, когда сферические поверхности играют бликами и радугами. А теперь попробуйте делать снимки один за другим, пока пузыри не образуют особенно интересного сочетания друг с другом, с фоном, со светом и цветами.

Баланс

Изображение смотрится хорошо, если оно сбалансировано, то есть ни одна его часть не перегружена объектами. Элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, нужно уравновесить по объему, размеру и тону. К примеру, если человек в кадре стоит слева, то в правой части должен быть какой-нибудь объект, который «уравновесит» его, иначе снимок окажется наполовину пуст.

Считается, что проще всего достигнуть сбалансированности фотографии, разместив на ней четное число объектов. Но это правило вовсе не является обязательным! Представьте себе фотографию букета цветов, стоящего на столе у открытого окна. Дуновение ветерка — и легкая штора взлетела, краем задев пышную розу.

Вот он, ваш кадр! Статичность цветов уравновешена динамикой ветра, а яркий красный цвет розы — полупрозрачной белизной занавески и краешком виднеющегося в окно открытого пространства. Все это теория, но попробуйте поупражняться, оставляя в кадре один лишь только объект и уравновешивающий его элемент. Сравнив, вы увидите, как неуклюже выглядит изображение, «засоренное» вещами, не относящимися к сюжету снимка. Лучше, если в кадре останется простое число объектов или людей: один, два, три, пять. Эти же числа лежат в основе теории композиции.

Если вы стараетесь захватить в видоискатель все, что притягивает ваш глаз, то зритель просто не поймет вашу мысль и не выделит на фотографии главного. Поневоле придется сделанный снимок резать на две или даже на три картинки, но тогда вы потеряете в размере изображения и, следовательно, в его качестве. Добиться уравновешенности снимка можно, если правильно разместить объекты с учетом фона, цвета, света и тени. Фотография будет выглядеть сбалансированной и законченной, если все эти факторы будут взаимно дополнять друг друга.

«Шумный», загроможденный снимок иногда можно исправить, обрезав края и этим исправив огрехи композиции. Но, к сожалению, этот прием срабатывает не всегда.

Лаконизм

Открыв мир света, цвета и форм, очень трудно заставить себя не суетиться, взять себя в руки и не пытаться объять необъятное. Если фотографу изменяют чувства вкуса и меры, то кадр перегружается не только объектами, но и формальными приемами. При этом теряется суть снимка.

Изображение, как и фраза, должно быть кратким и четким. Снимок лучше строить проще. Это вовсе не предполагает обеднения кадра до состояния голой схемы.

Напомним: пространство, занятое на снимке объектом съемки, называют позитивным, а все остальное — негативным пространством. Добиваясь лаконизма, стремитесь к тому, чтобы на вашем снимке эти две области были четко разделены.

ПРИМЕЧАНИЕ

Заметим, что если объект съемки всего один, а фоном фотограф избрал небо, то даже самые обыденные предметы и явления на снимке обретают значение символа.

Как правило, на снимке всегда присутствует фон и множество объектов, отнимающих внимание зрителя. Фотографируя в помещении, стоит убрать из кадра все лишнее, а оставшиеся предметы скомпоновать так, чтобы они не отвлекали внимание от главного. Еще лучше, когда фон подчеркивает свойства объекта. Драпировка подходящего цвета поможет сделать хороший портрет или натюрморт, а попавшее в кадр зеркало может сыграть и за, и против вас: оно может создать интересный эффект, но может отразить лишние предметы (или фигуру фотографа).

Попробуйте режим «портрет» или, если это возможно, откройте диафрагму. Фон станет нерезким, переставая отвлекать от объекта съемки. Еще один прием выделения объекта состоит в том, что, манипулируя глубиной резкости, можно выделить единственный объект или небольшую область кадра, размыв его остальную часть до состояния неясного фона.

Помните: совершенство кадра не в том, что к нему нечего добавить, а в том, что из него нечего убрать.

Свет

Свет — главный прием, который используют фотографы, чтобы выделить одни объекты и затенить, «спрятать» другие. Светом можно выделить объект при том, что остальные предметы в кадре, находясь в тени, сольются с фоном. Эмоциональность фотоснимка можно усилить, обратив внимание на его тональность. Темные тональности — тени и темные, почти черные цвета — ассоциируются с ночью и тайной, а белый цвет и все оттенки светло-серого напоминают солнечный свет и вызывают чувства радости и подъема.

Очень интересные фотографии получаются, когда съемка ведется из арки ворот, из пещеры, да и просто сквозь ветви куста — при этом объект получается заключенным в естественную рамку.

Выделение светом позволяет акцентировать объект на фоне остальных, менее освещенных. Экспонометрический замер при этом необходимо делать по освещенному участку.

Цвет и контраст

Цвет тоже «работает» на содержание изображения. Яркие цветы на фоне голубого неба или, наоборот, черно-белые тона заснеженного парка сами по себе создают и настроение, и повествование. Нежные цвета рассвета или сумерек расскажут одно, и совсем о другом заговорят веселые солнечные лучи и блики от поверхности моря. Размойте «туманом» сделанный в солнечный день снимок судна в гавани — увидите сами. Выделить объект па фотографии также можно, если настроить объектив на малую глубину резкости. При этом все остальные предметы, находящиеся в кадре сольются с фоном, образовав нечеткие пятна. Усилить этот эффект можно, максимально открыв диафрагму.

Следует знать о том, что предметы, окрашенные в некоторые цвета, на фотографии кажутся нам ближе, чем на самом деле, а другие зрительно удаляются. Цвета красной области спектра выходят на передний план, а цвета фиолетовой области отступают на задний.

Насыщенные цвета на фотографии притягивают глаз. Поэтому фон и второстепенные объекты не должны «оттягивать» внимание на себя. Следите за тем, чтобы они не оказались ярче и насыщенней, чем объект съемки. Красный цвет — очень «сильный». Даже небольшой предмет красного цвета притягивает глаз, поэтому обращаться с ним нужно осторожно.

Задний план, полный насыщенных красных тонов, даже не отвлечет зрителя от объекта фотографии, а полностью (за немногими случаями) уничтожит сюжет.

Поэтому лучше постараться исключить из кадра второстепенные предметы красного цвета. Но с другой стороны, красные цвета на переднем плане придают снимку глубину.

Что получается при доминировании на снимке какого-то одного цвета?

- Красный цвет и его оттенки стимулируют и возбуждают.

- Синий цвет создает настроение прохлады и покоя. При определенном сочетании тонов он создает впечатление отчужденности и даже враждебности пространства.

- Желтый цвет и почти все его оттенки сообщают фотографии светлое и радостное настроение.

- Зеленые и коричневые тона ассоциируются с покоем, свойственным пейзажам.

Глаз того, кто рассматривает фотографию, невольно концентрируется на наиболее контрастных участках снимка. Следовательно, контраст тоже может стать композиционным приемом, привлекающим внимание к определенным местам. Глубокие тени, граничащие с хорошо освещенными областями, подчеркнут и фактуру, и настроение кадра. Цветовой контраст «срабатывает» точно так же, и фотографы используют этот прием, усиливая контрасты при помощи поляризационных фильтров.

Границы снимка и кадрирование

При съемке рука может дрогнуть, а объектив — сместиться левее или правее объекта. Чтобы снимок получился предельно интересным и завершенным, важно найти правильные границы кадра так, чтобы убрать из снимка все лишнее, сконцентрировав внимание зрителя на том, что вы хотели сказать и показать. Поэтому кадрирование фотографы считают не техническим, а творческим приемом.

           Порой из-за спешки фотографа или из-за его дрогнувшей руки удачный в целом снимок оказывается загроможден лишними деталями и оттого оставляет впечатление невнятицы, скомканности. В этом случае иногда помогает изменение границ кадра, или, говоря проще, его обрезка. Обрезать фотографию можно двумя способами.

Первый способ заключается в том, что печатается кадр большого формата, а затем он обрезается до желаемых границ.

Второй способ называется выкадровка.  Выкадровка — это увеличение до нужного формата отдельных частей кадра. Эту услугу можно заказать только в профессиональной лаборатории.

         Применяя кадрирование, из группового снимка можно сделать одиночный или двойной портрет, «приблизить» объекты на снимке, а из фотографии, содержащей два смысловых центра, сделать две, абсолютно непохожие. Прибегая к кадрированию, не следует забывать правила построения композиции, но в общем случае все решает художественный вкус.