Поиск

Вход / Регистрация
Закрыть

Вход в личный кабинет

E-mail:
Пароль:


ВАША КОРЗИНА

В корзине нет товаров

Меню

Сюжеты и советы

Сюжеты и советы

О съемке пейзажа

Уметь увидеть, уметь запечатлеть

О съемке пейзажа профессионал может говорить бесконечно. Эта тема поистине неисчерпаема! Но мы ограничимся лишь самыми практическими советами. Самый ценный инструмент пейзажного фотографа — ноги. Не поленитесь найти возвышенную точку, с которой открывается самый лучший вид. Отсюда можно внимательней рассмотреть ландшафт, выявить выразительные линии и выбрать наилучший ракурс съемки так, чтобы перспектива проявилась наилучшим образом. К тому же снимать сверху особенно удобно тем, чья камера среднего качества дает неприемлемые искажения на дальних планах. При съемке сверху искажения не так заметны. Полезно пробовать изменять угол съемки, так как положение линии горизонта сильно влияет на результат.

Чтобы получить интересные снимки, вовсе не обязательно забираться под облака. Как раз наоборот: пригнувшись и поводя видоискателем, вы увидите, как из небольшого валуна сделать грозный утес, а ручеек превратить в бурный пенящийся поток.

СОВЕТ

Чтобы передать движение воды, снимать нужно с выдержкой длиннее 760 с. Пейзаж — это всегда перспектива, а усилить впечатление от перспективы поможет формат снимка: горизонтальный или вертикальный. Большинство ландшафтов лучше смотрятся на снимке горизонтального формата, но порой бывает предпочтительней вертикаль, которая позволит набрать в кадр побольше неба и придать снимку динамизм, легкость и глубину. В каждом конкретном случае вы сами должны определить, какой формат подойдет лучше. Здесь лучше быть повнимательней. Недоработаете в композиции кадра — потеряете на конечном результате.

Линия горизонта, как вы уже знаете, не должна проходить посередине кадра, совпадая с «мертвой линией». Фотография будет эффектней, если горизонт будет располагаться выше или ниже средней линии. Фотографы знают, что от расположения линии горизонта зависит настроение, создаваемое снимком: завышенный горизонт делает акцент на переднем плане, подсказывая взгляду зрителя нужное направление. А заниженная линия горизонта увеличивает «воздушность» и обобщенность снимка. Кроме того, низко расположенный горизонт придает пейзажу некую символичность.

Нет плохой погоды

Естественный свет — субстанция изменчивая, и важно научиться правильно его использовать. Характер света зависит от времени года, от времени суток и от погоды. Надо сказать, что эффектные снимки часто получаются незадолго до или сразу после резкой смены погоды. В частности, снимки сделанные во время дождя выглядят более насыщенными. Это происходит потому, что влажные поверхности более насыщены цветом, чем сухие. Особенно это заметно при съемке весенних пейзажей.

Очень эффектные снимки получаются перед грозой, когда часть неба клубится тучами, — тем ярче становится ландшафт, освещенный еще не ушедшим солнцем. Многие фотографы предпочитают снимать только в хорошую погоду. Снимки при этом получаются неплохие. Но хорошие, а главное, интересные фотографии можно сделать и в пасмурный, туманный день, когда цвета несколько размыты и выглядят блеклыми, а контуры предметов смягчаются и теряют контраст. Все это придает пространству снимка удивительный эффект. Портреты, снятые в тумане, получаются привлекательными и мягкими.

Фотографию, привлекающую яркостью и нестандартным решением, можно сделать даже в пасмурную погоду. Для этого нужно поместить на передний план кадра объект, насыщенный цветом. Яркие апельсины, раскатившиеся по серому асфальту, ярко-красный плащ девушки, бегущей под дождем, отражения рекламного света в лужах, — все эти сочетания цветов с фоном изо всех оттенков серого, пасмурного дня придадут снимку живость и энергию.

Порой теми, кто увлекся пейзажной съемкой, овладевает настоящий охотничий инстинкт. При изменчивой погоде можно получить замечательные кадры, особенно, если камера все время у вас под рукой и вы всегда готовы нажать на кнопку спуска, как только из-за туч выглянул краешек солнца. Вы сможете снять радугу на небе — или целый десяток радуг в прихотливых струях фонтана. У вас тем больше шансов на удачный снимок, чем дольше вы находитесь под открытым небом.

Главное — не зевать! Порой в вашем распоряжении не больше пары минут, но даже и за это короткое время старайтесь сделать как можно больше снимков.

Зима совершенно меняет вид ландшафта. Первый снег делает рельефными деревья, почву и камни, а любая неровность земли выглядит странно и интригующе.

Иней на ветвях деревьев в яркий солнечный день — настоящее сокровище для того, кто охотится за эффектными кадрами, а свет, отраженный белым снегом, делает нарядным даже пустую сигаретную пачку. Зимний свет довольно коварен, поэтому следует сделать побольше кадров в разных режимах и с разных точек. И среди них непременно будет несколько удачных!

Свет в пейзаже

Отчего-то считается, что чем статичней сюжет, тем проще его снимать. Конечно, для съемки пейзажа фотографу не нужна мгновенная, «репортажная» реакция. Но следует быть внимательным, потому что «тот самый момент», минуты подходящего освещения во время заката или «слепого» дождя, или радуги длятся совсем недолго. Такую ситуацию следует предвидеть и быть к ней готовым.

1. Изучите кадр и решите, какой выбрать формат — горизонтальный или вертикальный — какие элементы следует включить в кадр, а какие убрать.

2. Выберите фокусное расстояние объектива.

3. Приготовьте штатив и установите его на нужную высоту.

4. В момент съемки часто уместно принять решение об «автовилке».

Поговорим о свете в пейзаже. Помимо общей освещенности, свет важен потому, что он образует тени, которые так важны для передачи линий и контуров пейзажа. Хорошие пейзажные снимки получаются незадолго перед заходом или после восхода солнца из-за самого эффектного света - мягкого и теплого. А вот в полдень, при высоко стоящем солнце, ландшафт выглядит плоским. Светящее вам в затылок солнце создает фронтальное освещение кадра, а это значит, что ландшафт на снимке выйдет плоским и невыразительным. Тени же при этом исчезнут. Следовательно, нужно выбрать иное положение или иное время дня. Наилучшим вариантом освещения пейзажные фотографы считают тот, когда солнце светит с позиции около 45 градусов от направления съемки, справа или слева. В этом случае падающие тени создадут нужное впечатление глубины, а формы ландшафта станут выразительней. Заметьте: чем длиннее тени, тем больше ощущение пространственной глубины. Боковое освещение выявляет текстуру, так как свет скользит вдоль поверхности предметов. Лучшее время для такого освещения — раннее утро и конец дня.

ВНИМАНИЕ

Если по условиям съемки солнце находится спереди (высоко или в стороне), и объект съемки не закрывает его, нужно защитить объектив блендой. Съемка против солнца, в контровом свете дает очень эффектные результаты. При этом тени удлиняются по направлению к камере. Помните, что в этом случае нужно очень точно контролировать экспозицию, а автоматическая экспозиция несложных фотокамер такой возможности не дает.

Очень интересный эффект получается, если сфотографировать в контровом свете поверхность воды. Свет скользит по водной поверхности, и тысячи ярких крохотных световых бликов. Кажется, что вода мерцает.

Кроме того, контровое освещение создает некоторые проблемы для фотографии. Наведение объектива в сторону источника контрового освещения может «сбить с толку» экспонометр и результат замера экспозиции будет неправильным. В целях предосторожности рекомендуется обратиться к рабочей инструкции для фотоаппарата и прочитать раздел, относящийся к фотосъемке в контровом освещении.

Технические приемы

Если вы предполагаете увеличить фотографию, выбирайте низкочувствительную пленку (ISO 50). Эти пленки обеспечивают высокий контраст и отчасти смягчают потерю качества из-за появления атмосферной дымки. Они самые мелкозернистые, а их цвета — самые яркие. Излишняя яркость цветов может, правда, повредить атмосфере романтического пейзажа. Для пейзажной фотографии не стоит выбирать пленку чувствительностью выше ISO 200: в затененных местах ее зернистость становится очень заметной.

Недостаток света резко ухудшает цветность, рельефность и выразительность изображений. Поэтому в тени, без солнца и без вспышки лучше не снимать. Старайтесь не снимать с короткими выдержками против солнца, особенно на «автомате». Это будет гарантированный брак — недодержка или засветка при белом небе.

Следует быть особенно внимательным, если в кадр попадают большие отражающие поверхности. Эти поверхности, а также белые стены домов, освещенный солнцем белый песок пляжа, водные поверхности и многое другое могут оказаться источником бликов и рассеянного света. В этом случае на фотографии может появиться вуаль. Этой опасности особенно подвержены фотографии, сделанные против света, но в очень яркий, солнечный день фотограф может столкнуться с этой проблемой даже тогда, когда солнце было у него за плечом.

Переднюю линзу объектива следует прикрыть блендой, защитив ее от паразитных лучей. Так фотографы обеспечивают нужную контрастность снимка, заодно избегая паразитной вуали. Если вы считаете, что бленды недостаточно, то объектив можно прикрыть куском картона (разумеется, так, чтобы он не попал в кадр).

Бывает, однако, что глубина резкости пейзажа требует особого внимания. Если в кадре есть более или менее приближенный средний план, то несколько снимков лучше сделать с небольшой диафрагмой и с длинной выдержкой, чтобы обеспечить максимальную глубину резкости.

Наличие переднего плана помогает усилить ощущение трехмерности снимка, особенно если он насыщен цветами, контрастирующими с фоном. Некоторые устройства автоматической фокусировки настроены так, что их фокус лежит не в «бесконечности», а в 15-30 м. Такое крайнее положение автофокуса устанавливается в некоторых компактных фотоаппаратах для того, чтобы обеспечить максимальную точность автофокусировки на коротких расстояниях. В этом случае для того, чтобы делать максимально резкие снимки на «бесконечности», следует перейти на ручную фокусировку, нажав кнопку с изображением гор.

Усилить эффект от голубого неба, превратив его в синее, можно, применив поляризационный светофильтр. Осторожно! При съемке «против света» поляризационные светофильтры ухудшают качество снимка, так как в объективе могут появиться внутренние отражения.

В городе

Начав заниматься фотографией человек в городе, будь он туристом или постоянным обитателем, скоро поймет, что город таит в себе море сюжетов. Это и архитектура, и уличные сценки, и игра света ночью и днем. В разное время суток один и тот же городской вид имеет разные характер и атмосферу. Сумерки, когда только что загораются уличные фонари, расцвечивают даже бетонные ущелья новостроек а игра света, отраженного от стекла и алюминия, норой способна даже самоё невыразительное здание представить фрагментом фантастического царства.

Снимая в городе, фотограф сталкивается с задачами,  решения которых мы сейчас попробуем подсказать. Приехав в незнакомый город, полезно задержаться у киоска с открытками. Даже самый беглый просмотр даст понятие о возможных точках съемки и вариантах выбора кадра интересных мест. Открытка дает общее, усредненное понятие о памятнике архитектуры. Стоит попробовать найти свою точку и свой взгляд. Возможно, они будут более оригинальны.

• Снимая здания с близкого или среднего расстояний, фотограф неизбежно сталкивается с «завалом» вертикальных линий, когда дом выглядит сходящимся кверху. Это так называемый эффект перспективы. Линейная перспектива проявляется в кажущемся уменьшении видимых размеров объектов, в кажущемся сокращении расстояний между ними по мере удаления в глубину от наблюдателя, в кажущемся схождении параллельных линий у горизонта. Такой эффект будет выражен менее ярко, если поместить объект в середину кадра. Кроме того, это искажение можно ослабить, увеличив расстояние съемки (или снимая через телеобъектив).

• Не стоит и пытаться втиснуть в кадр весь увлекший вас городской вид. Снимок получится тесным и невыразительным. Лучше вспомнить, что о целом удобней судить по его части. Чтобы усилить впечатление глубины пространства, попробуйте организовать кадр так, чтобы он имел несколько планов.

• Используйте прием «кулисы». Он заключается в том, что в качестве кулисы (или «рамки») фотографы используют находящиеся на переднем плане проемы ворот, дверей или окон, арки, часть ограды и так далее.

У моря

Море, вода, блики — все это дает и отпускнику, и снимающему регату профессионалу сделать отличные, эффектные снимки.

• Самая распространенная ошибка — наклонная линия горизонта — режет глаз даже если в остальном фотография очень хороша. Странным образом линия горизонта получается наклонной, даже если держать камеру «по уровню». Все дело заключается в перспективе. Но попробуйте сделать линию горизонта строго параллельной одной из сторон рамки видоискателя. Горизонт на снимке окажется ровным.

• Фотографии, сделанные на пляже при ярком солнце, страдают сильной контрастностью и резкими тенями. Тут уж придется либо замерять освещенность экспонометром, либо смириться с тем, что некоторые области снимка будут почти черными, либо установить выдержку по затененным областям, тем самым безнадежно передержав снимок. В полдень короткие тени создают ощущение плоского снимка, не обладающего глубиной. А при съемке портрета безжалостно высвечивают все недостатки лица. Друг не поблагодарит вас за портрет, сделанный под полуденным солнцем: свет сверху накладывает тени под глаза и под нос. Но можно попробовать снимать со вспышкой, подсветив и выровняв тени заполняющим освещением.

• Обилие ультрафиолетовых лучей — это красивый загар, но это еще и неприятные голубоватые тона на фотографии. Фотографы в этом случае применяют ультрафиолетовые фильтры или фильтры Skylight.

Мельчайшие брызги, песок, крупинки соли — все это враги фотоаппарата. Защитить камеру очень просто: ее нужно держать в сумке или, по крайней мере, тщательно завернутой в пластиковый пакет.

Сумку или пакет следует держать в тени, так как повышенная температура может необратимо повредить пленку и даже ослабить крепления линз.

Мороз и солнце

Фотографии снежных пейзажей порой выглядят тусклыми. Это происходит потому, что выдержка определяется по средней освещенности, а значит, тени выглядят недодержанными, а освещенные места — передержанными.

При низких температурах с фотокамерой могут возникнуть проблемы. В холодную погоду мощность элементов питания понижается, и для перемотки пленки или для вспышки ее может просто не хватить. В этом случае полезно иметь при себе комплект запасных батареек. Хранить их нужно, разумеется, в тепле.

Когда фотограф входит с мороза в теплое помещение, фотоаппарат покрывается влагой — конденсатом. Если его в таком виде вынести на холод, он замерзнет, и работа механизмов будет заблокирована. Кроме того, конденсат вредит оптике. Чтобы этого не произошло, фотографы еще на улице помещают камеру в герметичный пластиковый пакет, предварительно выдавив из него воздух. Тогда конденсат образуется на внешних поверхностях пакета и не вредит камере.

На улице нужно следить, чтобы выдыхаемый воздух не попадал внутрь камеры. Кроме того, на морозе может замерзнуть влага в деталях механизма крепления пленки, в тех местах, где ее заряжают в камеру, отчего они станут хрупкими и могут легко сломаться. Самим же пленкам мороз вреда практически не приносит.

Ночная съемка

Снимать ночью непросто, но интересно. Сюжеты для ночных снимков придумать сейчас не проблема. В большинстве крупных городов несложно найти красиво подсвеченные здания, оживленные дороги или другие сюжеты для съемок на длинных выдержках. Длинные и сверхдлинные выдержки производят буквально волшебное действие, превращая обычные, казалось бы, виды и сюжеты в совершенно неузнаваемые — яркие, сочные, красивые и одновременно необычные.

Правда, хорошего результата вряд ли удастся достичь, если вы снимаете недорогой компактной камерой с малосветосильным объективом. Ночные съемки — это очень длинные выдержки (порой до нескольких минут) и непременный штатив, жестко фиксирующий фотоаппарат. Также при ночной съемке очень желателен тросик спуска. Все это необходимо для того, чтобы на снимке не отразились микроскопические колебания камеры, которые в сочетании с длинной выдержкой могут «смазать» изображение.

Длинные выдержки не позволяют зафиксировать движущиеся объекты (похожих или автомобили), поэтому в общем случае фотографы избегают их появления в кадре. Но вы, несомненно, видели снимки, где свет проехавших автомобилей запечатлен в виде длинных светящихся полос. Про такие снимки говорят, что они сделаны методом люминографии. В этом случае штатив фотографу не требуется и съемка ведется «с рук». Самые эффектные «люминографии» получаются при использовании широкоугольного объектива, когда на улице много огней и световой рекламы. А снег или влажный асфальт повышают яркость и выразительность снимка.

Портрет

Портрет — задача сложная. Идеальный портрет показывает естественный облик человека в его характерных проявлениях. Для каждой модели эту задачу следует решать отдельно, избегая шаблонов и трафаретов.

ВНИМАНИЕ

Любой ракурс следует строить, помня, что внимание зрителя должны привлекать прежде всего глаза.

Вспомните «правило третей». Оно действует и при портретной съемке: портрет выглядит интересней, если глаза модели находятся на расстоянии примерно одной трети от верха кадра. В таком случае именно они привлекут внимание зрителя в первую очередь. В большинстве случаев портреты, снятые в вертикальном формате, выглядят лучше. Лица, снятые при повороте в три четверти, смотрятся интересней тех, что снять строго в профиль или в фас, При таком повороте головы линия глаз оказывается слегка наклонной. Камеру нужно фокусировать именно по этой линии и по глазам.

Главные инструменты фотографа-портретиста — прежде всего цвет и композиция кадра. В кадре не должно быть случайных предметов, отвлекающих внимание. Фон не должен включать детали, которые отвлекут внимание от вашей модели. Вообще из кадра лучше убрать все лишние предметы. А если есть такая возможность, то лучше всего использовать прием, который применен в программном режиме портретной съемки: размыть фон, приоткрыв диафрагму.

ПРИМЕЧАНИЕ

Очень интересный и, главное, ровный задний план получается, если снимать модель против окна с длительной выдержкой. При этом по контуру фигуры получаются интересные световые эффекты.

При съемке в помещении создайте настроение снимка с помощью света. Можно сделать несколько снимков в разных ракурсах и с разными схемами освещения, чтобы понять, как свет ложится на лицо. Фотография одного и того же человека выглядит по-разному в мягком, рассеянном свете и в жестком, драматичном освещении, образующем игру теней и графичные контуры.

Многое зависит и от фотогеничности вашей модели, то есть от ее свойства выглядеть на снимке естественно и эффектно. Фотогеничность — это врожденное качество человека, и его не следует путать с красотой или непосредственностью. Замечено, что лица людей с ярко выраженной мимикой менее фотогеничны. Запомните: фотогеничность не имеет отношения к красоте или безобразию, и объясните это вашей модели, чтобы она могла расслабиться и выглядеть естественно.

Приемы съемки

• Портрет выглядит лучше при вертикальном расположении кадра. Внимание зрителя концентрируется прежде всего на глазах, поэтому в общем случае их рекомендуют располагать на расстоянии одной трети от нижней или верхней границы кадра.

• В общем случае камера должна располагаться на уровне глаз вашей модели, но это вовсе не обязательно. Можно попробовать изменять ее высоту и угол съемки, но только не в очень больших пределах, иначе может получиться карикатурный портрет. Снимая человека в полный рост чуть снизу, вы делаете его на снимке гораздо стройней.

• Прямые лучи солнца — вовсе не лучшее освещение для портрета, так как при печати жесткость и глубину теней не сможет смягчить никакая техника проявки. Вообще при портретной съемке фронтальное освещение — худший из возможных вариантов, так как лицо при этом выглядит плоским, а кожа начинает блестеть. Хуже всего выглядит портрет, снятый под открытым полуденным солнцем: под глазами и носом появляются резкие тени. Помните: фронтальное освещение, да еще со вспышкой, — худший из возможных вариантов съемки портрета! Отчего бы не попытать удачи с контровым светом, поставив свою модель спиной к солнцу и чуть выше уровня ваших глаз?

• Свет, идущий снизу, придаст портрету загадочный и даже мистический вид.

• Для портрета годится любая пленка. Низкочувствительные пленки выбирают, если снимок предполагается сильно увеличить, но следует помнить, что повышенная контрастность таких пленок выявляет дефекты кожи. Высокочувствительные пленки, напротив, хороши для портретов, даже если делать их без вспышки, но такие пленки имеют очень крупное зерно и меньше подходят для увеличения отпечатков. Фотографы-портретисты, стремясь передать цвета кожи, зачастую предпочитают использовать специальные пленки для портретной съемки. С обычными пленками также можно получить хорошие результаты, но не следует брать пленки, на которых цвета выглядят слишком яркими и насыщенными.

• Для увеличения художественного эффекта часто применяются Soft (смягчающие) объективы и фильтры, которые позволяют лучше передать фактуру кожи человека.

• Для размытия заднего плана следует максимально открыть диафрагму.

• Используйте различные фокусные расстояния, для того чтобы увеличить или уменьшить перспективу. Применение длиннофокусных объективов делает изображение плоским и как бы приближает задний план, а использование широкоугольных объективов на близких расстояниях изменяет лицо модели, порой до состояния шаржа.

• Обратите внимание на фон и задние планы. Здесь не должно быть отвлекающих объектов и деталей, а лучше всего, если фон будет плоским. Именно для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на портрете, фотографы предпочитают «размывать» фон, приоткрыв диафрагму. Уделите внимание задним планам и фону. Они не должны включать детали, которые отвлекают от основной фигуры. Лучше всего вывести его из зоны резкости приоткрыв диафрагму.На заднем плане не должно быть случайных или выпадающих из общей композиции кадра предметов.

• Очень красивый и ровный задний план получается при съемке против света (например напротив окна) с длительной выдержкой. При этом по контуру фигуры получаются интересные световые эффекты, и она словно очерчивается лучами света. Если подсветить объект вспышкой спереди при контровом освещении, получается, как правило, хороший результат: нормально экспонированное изображение на ровном белом фоне. И, конечно, следует обращать внимание на то, чтобы в кадр не попадали прямые лучи от источников света.

• Интересные портреты получаются при съемке с использованием естественной рамки. Цветы, зелень листвы, окно необычной формы могут служить обрамлением человеческого лица, по-новому раскрывая характер модели.

Дети

Съемка детей — очень увлекательная задача. К направленному на него фотоаппарату ребенок (если только он не очень мал) относится с любопытством, и следовательно, снимок, сделанный по принципу «смотри, сейчас вылетит птичка», сильно теряет в непосредственности.

Если заинтересовать ребенка чем-нибудь посторонним и отвлечь его так, чтобы он перестал обращать внимание на фотографа, снимки выйдут более непосредственными и привлекательными.

• Снимая новорожденных, лучше избегать использования вспышки, а предпочесть высокочувствительную пленку и естественный свет. Фотографии получатся гораздо более «мягкими».

• Осенью интересный снимок можно получить, включив в кадр предмет на переднем плане так, чтобы он был не в фокусе. Это создаст эффект перспективы.

• Начинающие фотографы снимают детей с высоты своего роста. Лучше попробовать фотографировать с уровня, примерно соответствующего уровню глаз ребенка, или даже лежа на полу. Это помогает исключить из кадра отвлекающие детали. Сняв ребенка с низкого уровня, можно оставить в кадре только его самого, да еще фон — скажем, небо.

• Выбор фона для съемки ребенка — одна из самых увлекательных задач.

• Дети подвижны, и лучше снимать их на коротких выдержках.

Съемка движения

Основное правило съемки быстро движущихся объектов — короткая выдержка. Если ваша камера позволяет задать режим приоритета выдержки, то, изменяя этот параметр, попробуйте заснять всплески воды, полет птицы или прыжки кошки. Имейте в виду, что съемка с короткой выдержкой требует яркого освещения, иначе снимок выйдет «недодержанным».

Техника съемки

Движение, остановленное на фотокадре, может выглядеть интересно и эффектно. Но как заставить движущийся объект застыть, сохранив его динамику? Можно держать объект в кадре, «смазав» движение. При этом объект получится нерезким, а фон, благодаря большой глубине резкости цифровых камер, достаточно четким. Размытость объекта можно уменьшить, немного приблизившись к нему. С помощью этого приема получаются очень красивые и эффектные снимки, особенно в ночных условиях, — да вы и сами видели фотографии световых полос, тянущихся вслед автомобилям, едущим по ночным улицам.

При съемке с автофокусом следует быть внимательным, так как в поле зрения камеры могут появиться посторонние объекты. Дело даже не в том, что они могут испортить композицию кадра, а в том, что не вовремя появившийся прохожий, автомобиль или даже птица могут «сбить с толку» систему автоматической фокусировки, направив ее на поиск нового фокуса. Этого не произойдет, если автофокус способен «запоминать» фокусировку и «привязаться» к объекту, на который была наведена система. Такой «системой захвата» (Lock-On) оборудованы некоторые зеркальные камеры.

Чтобы «смазать» достаточно аккуратно, следует прежде всего выбрать правильную позицию и учесть задний план. Камера должна быть сфокусирована на фоне. Это вы делать уже умеете: между камерой и фоном не должно быть лишних предметов, которые помешают автоматике выбрать нужный фокус. Теперь пусть объект пересечет кадр. Вся хитрость в том, чтобы нажать кнопку в нужный момент, не раньше и не позже. (Здесь вам очень пригодится режим непрерывной съемки, когда камера «выстреливает» серию кадров по движущемуся объекту.)

Режим проводки

А можно следовать видоискателем за объектом съемки. Этот прием называется проводкой. Сложность тут в том, чтобы отследить видоискателем движение объекта, да так, чтобы он не «выпал» из кадра, а оставался в его центре. Тут главное — занять правильное положение так, чтобы в момент нажатия кнопки спуска объект находился прямо перед вами. Установив выдержку '/(Ю или '/Ж), надо перемещать камеру вслед за объектом и плавно нажать кнопку спуска. После нажатия кнопки продолжайте «вести» объект так, чтобы он находился в центре кадра.

На снимке, сделанном с применением такой техники, фон выйдет размытым, а объект — резким. Проводку нужно выполнять со штативом, вращающаяся головка которого позволит совершать движение по предполагаемой траектории.

Съемка воды

Воду, как и любое движение, фотографировать сложно. На снимке она то представляется осколками стекла, то размывается и становится похожей на вату. Казалось бы, что тут сложного? Установи длительную выдержку и получишь эффект движения. Но мягких, размытых струй не получится, если нет возможности закрыть диафрагму до нужных значений.